ХУДОЖНИК ОТ БОГА
May. 26th, 2010 at 11:50 AM
О Вадиме Горбатове я обещал рассказать пару постов назад, и вот, простимулированный поступившей от a_passer_by заявкой, выполняю обещанное.
«Развиртуализировались» мы с ним в 95-96 годах. А до этого с 93 года я знал о нем по его рисункам в «Московской охотничьей газете» и журнале «Природа и охота». Обо мне Вадим Алексеевич узнал со времени начала публикации (94 год) серий моих рисунков сначала все в той же газете, а потом и в том же журнале. И вот как-то при получении гонорара в «МК» (а оба эти издания где-то с 92-93 годов принадлежали «МК» и Павел Гусев считался главным редактором, хотя на самом деле таковыми были Олег Малов – в газете, и Игорь Шишкин с Дмитрием Житеневым – в журнале) мы встретились с Горбатовым в очереди в кассу. Разговорились, и я крайне глупо первым делом выпалил критическое замечание по поводу эффектного рисунка лося, который был напечатан в «МОГе». Лось, стоя в реке, опустил голову в воду и поедал водоросли. Вообще, опуская голову под воду, лось инстинктивно должен был свернуть уши трубочкой и прижать – чтобы не попала вода. Так делают все животные. А у Горбатова лось был с растопыренными в стороны под водой ушами.
Вадим Алексеевич согласился. Но как показала жизнь, исправлять ничего не стал – так лось и публикуется в календарях и потрясающем альбоме рисунков и живописи Вадима «Под пологом русского леса», выпущенном в 2008 году издательством «Вече» (альбом, кстати, на книжной выставке стал «Книгой года»).
Я, разумеется, очень рад, что моя тогдашняя бестактность не привела к напряженности в отношениях (обидеть художника, как говорится, легко), и уже через год где-то Вадим рисовал иллюстрации к моему рассказу «Дед Саня и медведи», который был опубликован в «Природе и охоте», а потом вошел в книгу.
Работая в «Сафари», я решил сделать серию фильмов об охотничьих и рыболовных путешествиях и всяком таком. Как правило, это были короткие фильмы и на часовом диске укладывались 5-7 отдельных сюжетов. Те, которыми я очень дорожу, это фильмы о Янковском и Горбатове. Именно в то время я стал заходить иногда на чай в его более чем скромную студию, в Чертаново, и узнал в процессе съемок об отдельных событиях из биографии Вадима Алексеевича. Ей богу, о его жизни можно писать книгу!
Он закончил МСХШ и Строгановку, после чего довольно долго работал главным художником самой ответственной новостной программы на советском телевидении – программы «Время». Почти все, что Горбатов делал в жизни, вызывало в нем творческий азарт, но первая любовь – любовь к рисованию животных – в конце концов победила. При этом в то время вообще мало кому нужна была анималистика. Но он бросил работу с постоянной и неплохой зарплатой, потому что живем один раз, и ушел в свободные художники. Вадим стал работать над созданием наборов познавательных природоведческих открыток, начал иллюстрировать книги о животных. В частности, все птицы «Красной книги СССР» – это его рисунки. А в 90-е началась работа над обложками и иллюстрациями к журналу «Природа и охота» и «Московской охотничьей газете».
Он много путешествует по России, больше по северам, особенно любит Карелию, где проводит в доме друга, на берегу озера, то весну, то лето, то осень. Часто наведывается в Битцевский парк, что находится недалеко от его студии. Он рисует самых разных животных. Но его любимцами давно стали медведь, волк, тигр и хищные птицы.
Уже много лет его приглашают для участия в необычных культурных акциях международные природоохранные фонды. Они разрабатывают программы по приданию той или иной территории статуса международного заповедника, приглашают в эти места лучших анималистов мира, и художники несколько времени рисуют там, пишут картины. Потом эти картины переходят в собственность фонда и путешествуют по всему миру в виде выставок, а также публикуются в виде альбома. Художники-участники акции получают по такому альбому. Так Горбатов объездил уже всю Европу, побывал в Южной и Северной Америке, путешествовал по странам Азии.
Конечно, относить художника к анималистам, пейзажистам или жанристам – это условность. Вадим Горбатов – художник Божьей милостью, и этим сказано все, а объектами его интереса является все сущее на Земле. Хотя, прежде всего, животные.
И вообще Вадим Алексеевич – счастливый человек, поскольку рисует только то, что ему хочется рисовать, работает исключительно по велению своего сердца, и это давно уже стало образом его жизни.